Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России за 2015 год

Представители иностранного бизнеса не отметили заметных улучшений предпринимательского климата в России в 2015 году. По результатам исследования «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России», проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей и FleishmanHillard Vanguard, 77% респондентов считают, что в прошлом году деловой климат в стране ухудшился. Незначительное улучшение бизнес-климата отметило лишь 6% участников исследования.

Ежегодно Российский союз промышленников и предпринимателей проводит исследование, посвященное оценке делового климата в стране. С 2011 года в него включается блок, посвященный оценке деловой среды в России иностранными инвесторами, осуществляющими активную деятельность на территории страны. Этот блок организуется агентством FleishmanHillard Vanguard (коммуникационная группа «Орта»), входящим в число ведущих консультантов в области стратегических коммуникаций в России и СНГ.

В рамках исследования иностранный бизнес дал свою оценку деловой среды в стране в 2015 году и отметил существенное влияние экономических вызовов на бизнес-климат. 53% опрошенных считают, что предпринимательский климат ухудшился, а 24% – незначительно ухудшился. 17% респондентов не видят изменений в деловом климате страны. По сравнению с 2014 годом увеличился процент отметивших отсутствие существенных изменений. При этом процент отметивших существенное ухудшение в целом стабилен: 53% в 2015 по сравнению с 55% в 2014.

Наиболее острыми проблемами, стоящими перед международным бизнесом в России в 2015 году, признаны рост цен и тарифов (55%), недостаток квалифицированных кадров (49%), высокие административные барьеры (41%). Также большую роль играют: сложность с доступом к кредитным ресурсам (35%), коррупция в органах власти (34%), политическая неопределенность (29%), недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав (29%), неразвитость инфраструктуры (24%) и неэффективная судебная система (23%).

Несмотря на экономические вызовы, международные предприятия, работающие в России, продолжают активно реализовывать социальные проекты: 65% опрошенных компаний оказывают помощь региональным властям и муниципалитетам в социальном развитии регионов. Среди основных видов социальных проектов, используемых иностранным бизнесом – реализация социальных программ для работников компании (используется в 67% компаний, представители которых приняли участие в опросе), помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и другим категориям социально незащищенных граждан (58%), уборка, озеленение муниципальной территорий (58%), реализация молодежных социальных корпоративных проектов и обучающие программы для детей (по 50%), помощь конкретным школам, больницам, детским домам, другим социальным учреждениям, не находящимся на балансе компании (83%).

Иностранный бизнес, как и прежде, заинтересован в построении конструктивного диалога с органами власти. По мнению порошенных, среди эффективных инструментов взаимодействия бизнеса и власти лидируют, как и прежде, личные контакты (88%) и участие в бизнес ассоциациях и отраслевых объединениях (77%). По мнению респондентов, в 2015 году по сравнению с прошлым годом выросла роль бизнес-ассоциаций (на 13 п.п.) и личных контактов (на 6 п.п.).

Представители иностранных компаний традиционно ставят средние оценки состоянию инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности. Тогда как оценки инфраструктуры постепенно росли в 2011–2014 гг., в 2015 году общий средний по 14 сферам инфраструктуры показатель снизился до 3,97 балла из 7 возможных (что практически соответствует оценке 2012 года). Таким образом, на фоне противоречивой общей экономической обстановки, иностранные инвесторы продемонстрировали повышенные ожидания от качества инфраструктуры как неотъемлемого элемента, необходимого для развития бизнеса в стране.  Наиболее высокие оценки получили такие элементы инфраструктуры как аэропорты (4,7 балла), телекоммуникации (4,6 балла), газоснабжение (4,5 балла), железные дороги (4,5 балла). Исследование показало падение оценок таких сфер как биржи (на 1,5 балла), лизинговые услуги (на 1,4 балла), страхование (на 0,6 балла). При этом удовлетворенность образовательными учреждениями, железными дорогами и банковской системой, напротив, показала некоторый рост (на 0,3, балла, 0,2 балла и 0,2 балла соответственно).

Исследование «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России» проводится с 2011 года. Респонденты отвечают на вопросы о настроениях бизнеса, о деловой среде в России, ее перспективах и текущих проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Полученные результаты отражают срез мнений этих участников рынка по поводу текущего состояния предпринимательского климата и сравниваются с данными прошлогоднего исследования. Компании-участники опроса работают в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, энергетика, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовые услуги, недвижимость, сельское и лесное хозяйство, образование, здравоохранение и социальные услуги.

Елена Фадеева, генеральный директор FleishmanHillard Vanguard, президент коммуникационной группы «Орта»:

«Иностранные инвесторы отмечают существенное влияние экономических вызовов на бизнес-климат России. По данным нашего исследования, 53% опрошенных считают, что предпринимательский климат ухудшился, а 24% – незначительно ухудшился. При этом в противовес 2014 году, в 2015 году отмечается снижение влияния вопросов политической стабильности на бизнес-климат (на 53 процентных пункта с 82% в 2014 до 29% в 2015) и рост роли фактора наличия квалифицированных кадров. По этому показателю произошел возврат к тренду 2013 года (50% в 2013 году и один из лидеров рейтинга), что соответствует росту на 22 п.п. в 2015 по сравнению с 2014 годом. Как и в прошлом году, одним из важнейших факторов, влияющих на деловой климат в стране, участники опроса считают рост цен и тарифов, с аналогичным 2014 году показателем – 55). Тем не менее, международный бизнес продолжает планировать свое долгосрочное развитие в России – около двух третей опрошенных нами иностранных компаний продолжают реализовывать социальные проекты и оказывать помощь властям в социальном развитии регионов».

1453212_798985190246367_3186905727274430690_n