Новости СМИ (№ 1 (382) январь 2014 г.): Джон Сандерс, член совета директоров FleishmanHillard Vanguard, президент FleishmanHillard в регионе EMEA: «Возможностей на рынке больше, чем барьеров»

Не секрет, что международное PR-агентство FleishmanHillard Vanguard давно и активно осваивает рынки Восточной Европы и стран СНГ. Это может означать только одно: оно положительно оценивает их перспективы. Какие еще причины заставляют мировые агентства с интересом рассматривать российский рынок, НСМИ рассказал Джон САНДЕРС, член совета директоров FleishmanHillard Vanguard и президент FleishmanHillard в регионе EMEA.

— Как, на Ваш взгляд, выглядит сейчас глобальная PR индустрия?

— Я хотел бы отметить ее уверенные позиции среди прочих секторов экономики. Общий объем PR-рынка сейчас составляет $ 11 млрд. И ежегодно эта цифра увеличивается на 8% – по оценке 2012 года. В то время доходы таких холдингов, как Omnicom Publicis, в который входит FleishmanHillard Vanguard, WPP и Havas, выросли на 6%. Всего в коммуникационных агентствах по всему миру работает более 75 тысяч человек.

— Как бы Вы описали основные тенденции индустрии коммуникаций в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и в мире?

— Первая вещь, которую я бы отметил, это перемены, которые происходят в индустрии на глобальном уровне – пожалуй, крупнейшие за всю ее историю. Происходит это по разным причинам, но, прежде всего, благодаря digital-революции, которая разрушила барьеры между различными дисциплинами, между рекламой и PR, директмаркетингом и общественными связями. На наших глазах появляется «микс» из различных дисциплин, вне зависимости от их наименований. И это, пожалуй, самый важный глобальный тренд коммуникационного рынка сегодня. Однако я всегда отмечаю, когда приезжаю в Москву, что, полагаясь на свой опыт, и на все что я видел, индустрия коммуникаций здесь, в России, более готова принять новые вызовы, чем на Западе. И основная причина этого в том, что она молода.

Впервые у меня получилось приехать в Россию 33 года назад: я работал журналистом и освещал Олимпийские игры, проводимые в СССР. Тогда мне довелось стать очевидцем фантастической, в моем понимании, вещи: здесь практически отсутствовала реклама и, конечно, не существовало такое понятие, как PR. Для меня, западного человека, который собирался работать в PR или рекламе, это было очень заметно. А что же происходит сейчас? Уже выросла целая плеяда молодых специалистов, у которых есть все шансы избежать тех ошибок, и проблем, с которыми сталкивались их западные коллеги, и развить свою индустрию гораздо быстрее. Она будет более эффективнее на новые потребности рынка. Но надо понимать и объективные сложности современных коммуникаций, связанные, в первую очередь, с тем, что потребители стали получать информацию самыми разными способами, включая мобильные устройства, чего раньше не было.

Другой тренд, который я бы отметил, касается области креатива: в нашей специальности все больше творческой составляющей. Это видно даже на примере всемирного фестиваля рекламы «Каннские Львы». Если еще 5-6 лет назад это было мероприятие исключительно для специалистов в области рекламы, то сейчас на нем представлены все сегменты коммуникаций, включая PR. Агентства по связям с общественностью выигрывают эту награду в соответствующих номинациях. Это очень престижно и свидетельствует о том, что поле деятельности PR расширяется. Вне зависимости от специализации деятельности лауреатов, везде в первую очередь побеждает большая идея – Big Idea. Причем она основывается на данных, полученных с помощью исследований и аналитики. Проведение качественного исследования теперь так же важно, как и хороший творческий замысел.

— Какие бы Вы назвали основные возможности и барьеры для развития российской PR-отрасли?

— Как на ее возможности, так и на преграды влияют перемены, которые происходят сейчас в России и в других странах СНГ. Это в первую очередь развитие цифровых СМИ, цифрового контента, социальных медиа. И у нашего офиса здесь, FleishmanHillard Vanguard, и у нашего нового офиса в Киеве, FleishmanHillard Vanguard Ukraine, есть все возможности, чтобы использовать преимущества новых условий.

Однако digital-среда может служить одновременно и барьером для дальнейшего роста нашей индустрии, если мы не сможем эффективно работать в этом сегменте. Чтобы преодолеть его, нам нужно инвестировать в соответствующую аналитику, в исследования. Мы должны быть способными качественно измерять то, что мы делаем, иначе, несомненно, на нашем пути возникнут препятствия.

Когда я вижу, как растет наш бизнес в России или разговариваю с нашими клиентами, то понимаю, что возможностей на этом рынке гораздо больше, чем барьеров. Условно их можно разделить на две зоны: одна связана с поддержкой международных корпораций, которые ищут здесь проверенных партнеров, работающих по этическим стандартам. Вторая – с российскими клиентами, которые хотят выйти за пределы своего рынка и построить отношения в мире, например, выйти на фондовую биржу в Лондоне и тому подобное.

— Джон, каковы сейчас ключевые факторы успеха в PR?

— Если мы говорим о персональных факторах успеха, то наша компания, например, ищет людей, которые любознательны, хотят реализоваться в профессии, ответственны, следуют трендам в социальных медиа. И мы нанимаем сотрудников из абсолютно разных профессиональных сфер и с разными сильными сторонами: тех, кто может и умеет планировать, анализировать, быть экспертом в самых разнообразных дисциплинах, широко смотреть на вопросы репутации и маркетинга. Такая разносторонность персонала необходима, чтобы оставаться успешными на рынке. Поэтому сеть FleishmanHillard делает все, чтобы привлекать и развивать талантливые кадры, предлагая им массу возможностей для самореализации в профессии.

С точки зрения успеха на рынке в целом – и это не только мое личное мнение, но также мнение моих коллег по индустрии, полагаю, что будущее за компаниями, способными предлагать своим клиентам комплексные интегрированные решения. Им нужно уметь работать в разнообразных коммуникационных каналах, использовать ресурсы международных сетей и учитывать особенности локальных рынков.

— Недавно FleishmanHillard полноценно вышла на рынок Украины и открыла офис в Киеве. Расскажите, почему было принято такое решение?

— Украина – быстро развивающийся и привлекательный для нас рынок. Кроме того, мы хорошо освоили его специфику, так как ведем проекты в этой стране более десяти лет. Ранее мы сочетали использование ресурсов местных партнеров с возможностями специализированной команды в нашем московском офисе, возглавляемой руководителями с богатым опытом работы в Украине. Возросший объем задач от клиентов послужил причиной нашего решения открыть там свое подразделение, которое входит в состав FleishmanHillard Vanguard – регионального центра сети FleishmanHillard в странах СНГ.

Новое предприятие, FleishmanHillard Vanguard Ukraine, будет предоставлять услуги тем, кто ведет свой бизнес на Украине, а также поддерживать украинские компании в их международных проектах. Последние десять лет наша сеть активно развивалась по всей Европе: мы открыли офисы в Праге, Варшаве и совместное предприятие в Москве, а также сформировали широкую сеть компаний-аффилиатов во многих странах, от Болгарии до Венгрии и от Латвии до Сербии. И новый офис, открытый в Киеве, призван укрепить наше присутствие в Восточной Европе.

PROFILE

Джон САНДЕРС

Отрасль: PR

Место работы: FleishmanHillard Vanguard

Должность: член совета директоров, президент FleishmanHillard в регионе EMEA

Опыт работы:

1982 г. – основал агентство Pembroke Public Relations;

1990 г. – создал компанию FleishmanHillard Saunders.

2005-2007 гг. – президент Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Член комитета «Европа и Средняя Азия» на международном экономическом форуме, входил в состав жюри нью-йоркской  премии Clio Awards 2013.

Успехи: обладатель почетного статуса пожизненного членства в Институте Связей с Общественностью Ирландии.

Novosti SMI