Российская Бизнес-газета (№25, 30.06.2015): Климат теплеет

Российский и международный бизнес заинтересован в выстраивании эффективного диалога с властью, показало совместное исследование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и FleishmanHillard Vanguard.

Как отметил президент РСПП Александр Шохин, приоритетные партнеры для бизнеса сегодня – профильные департаменты министерств и ведомств, федеральные органы власти и региональные администрации и муниципалитеты. Причем эффективными каналами в 2015 году компании назвали личные контакты с представителями органов государственного и местного самоуправления, работу в составе постоянно действующих консультативных и совещательных органов, а также членство и активное участие в бизнес-объединениях.

Как подчеркнула генеральный директор FleishmanHillard Vanguard, президент коммуникационной группы “Орта” Елена Фадеева, исследование продемонстрировало ключевые тенденции взаимодействия бизнеса и власти в 2015 году, в том числе особенности инвестиций бизнеса в это направление:

– Среди российских компаний инвестиции на федеральном уровне продолжаются в 89%, на региональном практически в 100%. При этом у иностранных компаний при сохранении регионального уровня произошло сокращение на 31% на федеральном.

В качестве основных стейкхолдеров (группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит – “РГБ”) среди государственных структур и бизнес-объединений представители российских компаний отметили профильные департаменты министерств и ведомств (100%), федеральные органы государственной власти (более 75%) и объединения предпринимателей (72%). Представители иностранных компаний особо обратили внимание на важную роль профильных департаментов министерств и ведомств (67%), федеральных органов исполнительной власти и объединений предпринимателей (66% и 64% соответственно). Важным стейкхолдером иностранцы назвали региональные администрации и муниципалитеты (более 48%).

Председатель правления банка “Региональный кредит” Александр Черствов обратил внимание “РГБ” на встречный процесс – власть также заинтересована в налаживании эффективной коммуникации с бизнесом. И если раньше при “выходе” на новый – незнакомый – регион было сложно найти правильный контакт для связи, то сейчас этот процесс существенно упрощен. Так, во многих региональных администрациях созданы комитеты по инвестициям, которые служат хорошей площадкой для совместной работы предпринимателей и местных властей. Кроме того, эффективность этого взаимодействия и его конкретные результаты оцениваются в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, что также стимулирует региональные власти к более плотной и конструктивной работе с бизнесом.

Среди публичных площадок наиболее важными признаны Петербургский международный экономический форум (87,5% – российские компании, 63% – иностранные компании), Неделя российского бизнеса (72% и 50% соответственно) и Международный инвестиционный форум “Сочи” (38% и 25% соответственно).

Член всероссийского предпринимательского объединения “Клуб лидеров” Алексей Бакулин согласился, что сегодня площадок для прямого общения бизнеса и власти становится все больше:

– Но самыми результативными являются те, где предпринимательское сообщество само, опираясь на конкретные примеры, вырабатывает повестку дня для улучшения делового климата. В частности, Агентство стратегических инициатив и Клуб лидеров. Так, проводимые бизнесом “контрольные закупки” позволили собрать фактуру и разработать конкретные инструменты для того, чтобы предпринимателям было проще взаимодействовать с госструктурами, естественными монополиями. Сегодня мы ставим на повестку дня вопрос участия малого и среднего бизнеса в госзакупках – и ПМЭФ-2015 продемонстрировал готовность правительства воспринимать наши аргументы, переводить их в практическую плоскость.

Оценивая эффективность непрямых каналов при донесении ключевых сообщений бизнеса до представителей власти, респонденты отдали предпочтение печатным изданиям и онлайн-порталам (включая информагентства и сайты печатных СМИ). В меньшей степени была отмечена эффективность ТВ, а радио вообще замкнуло список.

Как для российских, так и для иностранных компаний при формировании стратегии социальных программ важнейшими факторами являются создание и поддержание позитивной репутации компании, а также реализация социальных программ в регионе присутствия. Немаловажно решение конкретной социальной проблемы и установка тесных контактов с теми или иными целевыми аудиториями на региональном и федеральном уровнях. Знаменательно, что более 57% российских и 83% иностранных компаний сохранили в 2015 году инвестиции в эту сферу на том же уровне. При этом компании хотели бы видеть больше поддержки социального предпринимательства со стороны государства.

Текст: Елена Шмелева

http://rg.ru/2015/06/30/biznes.html